the borzoi

Мнение: Новое cредневековье

Традиционализм индивида – первый симптом интеллектуальной импотенции. Не умея генерировать новые смыслы, он обречен пережевывать давно переваренные чужие, уютно разлагаясь в выдуманном мирке.

Традиционализм государства – верный маркер того, что оно сдохнет. Бесславно, скоро и в муках. Будучи не готовым к вызовам современности (а тем более будущего), оно обречено на проигрыш что внешним, что внутренним «молодым и дерзким».

Традиционализм общества – однозначный признак его агонии. Пытаясь найти оправдание скотского настоящего в не более человеческом и человечном прошлом, оно обрекает себя на деградацию и разложение.

Я не о «скрэпах», фофудьях и прочей пропаганде гомосексуализма. Точнее, не только о них. Я и о фетишизации «ретролука», «олдскула» и прочем эстетическом эскапировании под старушачьим девизом «Нонеча не то, что давеча», усиленно эксплуатируемым великовозрастными стилягами. Нарядившимися в шмотье образца 50-х по примеру… Нет, даже не реконструкторов - тем хватает ума не носить форму армии Багратиона в ночь с пятницы на понедельник. Скорее, по образцу самозваных казаков «войска донского» (ага, того самого, что надысь прославилось в слюнопролитных схватках с кровавой бандой PussyRiot).

Впрочем, нонеча действительно не то, что давеча. И не только потому, что эволюция авто/мото и по технической части, и в плане дизайна зашла в тупик, для выхода из которого, логично сделать несколько шагов вспять - просто для того, чтоб миновать ту точку бифуркации, после которой события пошли не туда. Вернуться, чтоб пойти вперед, используя отдельные наработки прошлого в качестве кирпичиков собственного будущего. Вопрос только времерасположения этой точки. Начало 90-х, когда понесся по трубам биодизайн? Начало нулевых, когда форма перестала играть роль эмоциональной образующей, а механизмы окончательно подчинили логике запланированного старения? Где-то в недрах 80-х, когда вызревали, да так и не вызрели плоды новой стилистики, реинкарнирующей идеи авангарда 20-х – от антидизайна до деконструктивизма? А вдруг и вовсе в этом самом авангарде – когда уже появился дизайн как наука, но маркетинг еще был в зачатке, а уже опубликованную теорию запланированного старения сочли остроумным фельетоном?

Но нет, эксперименты с пост-неоконструктивизмом по-прежнему удел андеграунда. В мэйнстриме же колхоза «Нерезиновый» - уютное ар-деко и прочие пугливые округлости, именуемые ретростилем. Ампирная пирдуха, не особо уместная за пределами ошметков старой архитектуры. Пусть на фоне «высоток» сталинского барокко (да и лужковского тоже) такое смотрится гармоничнейшим образом, а среди центровых двориков-переулочков так и блестяще. Но среди унылых пейзажей промзон и спальных районов – загнанной тощей клячей, обреченной на издыхание. Усугубляет картину маслом любовь соотечественников к темным «немарким» цветам и оттенкам. 

Это форма. С содержанием не лучше. Псевдогоночный «кафф», рыча «прямотоком» у светофора, через мгновение уныло сливает старт максискутеру – да не «заряженному», а отягощенному опциями в виде «ветровика», кофра и пассажирки – что может быть гротескнее? И символичнее. Примерно так же ушедшая в 70-80-е во «внутреннюю эмиграцию» (включавшую в себя и игры в ретро, этнику и тому подобную реконструкцию) советская интеллигенция не смогла устоять интеллектуально и выстоять физически против случившихся вскоре новых вызовов цивилизации.

«Мы спрячемся от бомбы под кровать»…

 

.Stinger